Если ребенок часто капризничает. Ребенок постоянно капризничает

Малыш всем своим видом показывает, что ждет со стороны взрослых понимания. Изменения в его поведении порой приводят их в смятение и вызывают желание прекратить безобразие и капризы немедленно. Вы должны понимать, поведение еще не устоявшееся, ребенок пока еще ищет механизм воздействия на вас. Если он поймет, что добиться желаемого можно плачем, капризами, дерганьем за свои волосы, криком, то ваше с ним общение будет таким постоянно. Если дать понять, что такие эксцессы не приведут к достижению цели, он перестанет капризничать, плакать, кричать. В некоторых случаях учитесь не обращать на него внимания. Иногда это будет лучшим решением проблемы. Ребенок быстрее прекратит плакать и капризничать, если рядом не будет , пытающихся его успокоить. Сочувствующие зрители только усиливают плач и капризы .Но постарайтесь не переусердствовать. Если вы будете реагировать чрезмерно строго, то ребенок вашу реакцию на плохое поведение запомнит, неправильно интерпретирует эту ситуацию и воспримет ее как награду за свой поступок. У него может снова возникнуть желание повторять эти действия, вызывающие у вас столь бурное негодование.Вы должны быть последовательны в своих действиях. Однажды запретив что-то ребенку, продолжайте на этом настаивать и объясните, что этого нельзя. Он увидит ваше постоянство, и ему будет легче правила поведения. Но если сегодня вы запрещаете прыгать в луже, а завтра это разрешите, то можно с толку, и его уже будет сложнее убедить в том, что в луже лежать плохо. На подобное поведение ребенка надо реагировать быстро. Если он делает что-то недозволенное, сразу строго и немедленно скажите: «Нет». Если этот поступок повторяется вновь, запретите еще раз и постарайтесь малыша увести в другое место.За хорошее поведение обязательно похвалите ребенка. Если его внимание постоянно заострять на негативных действиях, то он может нарочно повторять их для того, чтобы привлечь ваше внимание. Старайтесь формировать в поведении малыша положительный настрой. Создав дома благоприятную атмосферу, вы уменьшите его желание быть постоянно в оппозиции. Уменьшайте количество действий, которые для малыша запрещены. Уберите те предметы, которые ему брать нельзя; на панели управления различной техники, расположенной в доме, используйте пластиковые заглушки; закрывайте дверцы комнат и шкафчиков, в которые попадать ребенку не следует, на специальные устройства.В момент приступа попробуйте переключить внимание ребенка на какое-то другое занятие. Предоставляйте и дома, и больше активности. Если вы оставили его дома в одиночестве, включите ему детские сказки и песенки. Но не телевизор, который будет причиной перевозбуждения. Он завораживает, но постоянная смена на экране может стать серьезным раздражителем для детской психики.

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

Многие родители жалуются на то, что их ребенок стал капризным, но задумываться о мерах пресечения начинают тогда, когда такое поведение переходит в норму поведения малыша.

Что делать: ругать, игнорировать, отвлекать? Какая из реакций является правильной?

Решать задачу следует сначала, то есть с первопричины капризного поведения. Найдете источник проблемы - найдете решение.

Почему дети капризничают

У каждого действия малыша есть объяснение, реакция не появляется из неоткуда. В то же время его поведение является отражением чувств и состояния.

Наиболее распространенные причины того, почему ребенок стал очень капризным:

  • Плохое самочувствие . Дети не могут понять таких состояний, как болезнь, голод, усталость. Маленький человек не может выразить ощущаемый дискомфорт иначе, поэтому начинает хныкать и обращать на свебя внимание.
  • Излишняя опека . Многие родители и многочисленные родственники стремятся защитить кроху от ошибок, неприятностей и опасностей. Результат - необходимость проявлять самостоятельность у крохи пропадает, он не желает взрослеть. Капризность в данном случае является проявлением избалованности.
  • Кризис 3-хлетнего возраста . Переход на новый жизненный этап нередко сопровождается капризами. Гиперопека родителей вызывает бунт. Так маленький человек заявляет о себе как о личности, требует больше свободы и личного пространства. Такое же поведение свойственно переходному периоду в возрасте 6-7 лет.
  • Микроклимат в семье . Активное общение со сверстниками, поток информации в саду или школе, новые впечатления вызывают у малыша усталость. Приходя домой, он хочет оказаться в атмосфере стабильности, спокойствия, заботы и любви. Частые ссоры родителей вызывают протест, а в качестве реакции на не устраивающую действительность чадо психует, нервничает, плачет.

Что делать родителям

Итак, у вас капризный ребенок, и вы не знаете, что делать?

Первый совет: осознайте и примите тот факт, что родители - частая причина неадекватного поведения детей. Когда проблемы со здоровьем исключены, то следует воспринимать капризность как ответную реакцию на окружающий мир (методы воспитания, поведение родителей и так далее).

Если у вас капризный ребенок, то найдите причины такого поведения и устраните их. Далее выработайте правильную реакцию на ситуацию:

  • Никогда не кричите на ребенка . Крик является признаком бессилия. Также он сильно пугает малыша, усиливает его гнев и раздражительность, а в будущем он будет вести себя точно так же по отношению к вам, потому что запомнит данную модель взаимоотношений и будет считать это нормой.
  • Признайте право на самостоятельность . Дети растут быстро и время, когда только мнение мамы правильное и важное, также скоротечно. Чрезмерная опека в стремлении защитить ребенка тормозит развитие самостоятельности и ответственности.
  • Контроль без запрета . Мало, кто любит запреты, а дети тем более. Дайте возможность личности развиваться, лишь слегка корректируя вектор развития. Задача мамы с папой - находиться рядом в нужный момент для подсказки и совета.
  • Приучайте к самостоятельности . Начиная со второго года жизни, приучайте чадо самостоятельно мыть руки, убирать за собой игрушки, помогать старшим и так далее. Будьте при этом терпеливыми, не торопите кроху. Чем раньше малыш поймет, что может обходиться без помощи взрослых, которые ему доверяют, тем меньше нытья и капризов будет в будущем.
  • Общение . Бороться с капризным чадом необходимо при помощи общения. Время от времени забывайте о личных делах и посвящайте себя игре и общению с отпрыском. Придумывайте новые игры, интересные задания. Искренность и внимание - лучшее лекарство от капризности. Научитесь слушать и слышать маленького человека, дайте понять, что вы на его стороне и являетесь верным другом.
  • Правильный распорядок дня . Мягко и ненавязчиво приучите вашего малыша просыпаться и засыпать в одно и то же время, соблюдать режим дневного сна и так далее. В этом случае дети становятся спокойными и собранными.
  • Ищите компромисс . Вариант действия на случай, когда ребенок категорически отказывается что-то делать. Так вы предоставите малышу возможность выбора, проявите любовь и заботу.

Разобравшись в причинах капризного поведения, выбирайте стратегию поведения. Когда дело не в состоянии здоровья и не в дискомфорте (физическом, моральном), тогда подобное поведение можно проигнорировать.

Если же ребенок очень капризный, и вы не знаете, что делать, тогда обратитесь за помощью к психологам, работающим во французском психолого-педагогическом центре «СОКРАТ». Уровень квалификации и опыт позволяют специалистам безошибочно определять источник проблемного поведения и составлять план коррекционных мероприятий.

Капризный, упрямый, непослушный... Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.

Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими.

Первый возрастной кризис у детей происходит примерно в 3 года, второй - в 6-7 лет, третий - около 13 лет.

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топагь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.

Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим “Я” и без этого себя не представляем. Но малыш под влиянием возрастающей практической самостоятельности только начинает осознавать свое “Я”. Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды и т. п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице (он, она), начинает осознавать себя лицом первым: “Дай мне машинку!”.

Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую кассету, включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте - это может привести к неврозам. Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу.

Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: “Не смей мыть руки!”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма - стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. В этом выражается его бессильная злоба. Что делать в таких ситуациях? Ответ на это вы найдете в разделе “Агрессивность”.

Кризис может протекать тяжело и сопровождаться беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием. Но об этом позже.

Самое главное, что стоит запомнить, - это то, что агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребенок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец-то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат - крик, отчаянный гневный протест.

Агрессивность - это реакция борьбы, поэтому, конечно, предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления - отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности - это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и...заново проявляет агрессивность - порочный круг, не так ли?

Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами.

Если он бьет товарища по играм, уведите партнера из комнаты, предварительно пожалев его. Ваш малыш останется в одиночестве и сообразит, что так делать нельзя. Внимательно, но как бы не специально, замечайте, кто из детей начинает словесную агрессию, ибо часто она является причиной насилия. Ребенок может начать вести себя агрессивно и по отношению к взрослому, который оскорбляет, поэтому избегайте и таких взрослых.

Установите правила и не меняйте их ни в коем случае.

Станьте для малыша вторым “Я”. Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: “Лучше ты мне, Саша, скажи, что тебе хочется ударить мишку и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!” Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку.

Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. И хвалите не односложно: “Молодец!”, - а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.

Ребенка, который ведет себя агрессивно, необходимо посадить на стул на 2-5 минут. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а тайм-аут. Он для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда ребенок успокоился, спросите, понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно. Узнайте у ребенка, что он считает необходимым условием для того, чтобы у него было много друзей. Скажите ему, что он останется совершенно один, если будет дальше себя так вести. Но не пугайте тем, что вы откажетесь от него - это может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из-за него, огорчены.

Объясните ребенку, насколько смешны его фантазии. Можете сказать, что если все ему будут прислуживать, то это будет неинтересно, глупо и скучно, потому что все будут избегать его, так как он будет доставлять неудобства и неприятности.

Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Не отправляйтесь в магазин, когда там большая очередь и малышу придется долго ждать. Также автобус в “час-пик” - не место для проголодавшегося малыша.

Крайний случай, когда ребенку грозит опасность для жизни или когда она угрожает кому-нибудь. Обнимите ребенка, стараясь его удержать. Это его успокоит. Но не проявляйте насилия, чтобы малыш не чувствовал, что на него нападают.

Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо если нервничает, он вас не услышит.

Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите или требуете, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Вместо того чтобы потребовать прекратить крик, попросите его подойти к вам. Ребенок сделает это без особого труда.

Вы, скорее всего, тоже раздражены. Поэтому скажите об этом малышу, чтобы он вам дал возможность прийти в себя и успокоиться. А потом уже можно поговорить.

И последнее. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.

Прежде всего, стоит заметить, что страхи нормальны, они защищают ребенка от многих опасностей (прыжок с высокого дерева, горячая вода и т. д.). Но существуют и другие страхи, они либо придуманы им самим (чудища под кроватью, призраки), либо получены в течение жизни (страх перед собакой, отъезд, уход родителя и т. д.). У детей бывают различные страхи на разных стадиях развития. Существуют основные виды страхов:

1. Страх отъезда матери, отца, может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего такому страху подвержены дети, которые зависимы от матери или отца, то есть практически не расстаются с ними. Если ребенок с раннего возраста общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней, пусть она проведет при вас 5-6 дней с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с получаса и продолжайте увеличивать время разлуки. Малыш постепенно привыкнет к мысли, что вы всегда к нему вернетесь. Известный американский педиатр Б. Спок считает, что излишняя заботливость только усиливает страх. Также его усиливают колебания матери, которая начинает вести себя неуверенно, когда слышит крик ребенка при расставании. Не надо чувствовать себя виноватыми в том, что вы иногда покидаете своего малыша. Главное - делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить малышу, что расставание необходимо и оно не будет длительным.

2. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время воображение развивается настолько, что он способен представить себя на месте других людей и осознать все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами надо.

Если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его ночью. Никогда не пугайте ребенка чужими тетями, докторами и т. д. Не стыдите ребенка за мелкие проступки, постарайтесь строго и последовательно избегать возможных мелких неприятностей. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем дне и забудет свой страх. Не пугайте никогда ребенка тем, что вы разлюбите его.

Если ваши сын или дочь боятся темноты, оставьте дверь в детской открытой или включите ночник. Это вряд ли помешает малышу спать.

Также в возрасте 4-5 лет возникают вопросы о смерти. Не напугайте ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы этого не боитесь и считаете обыденным явлением. Не забудьте при этом обнять ребенка и сказать, что вы его не покинете еще много-много лет.

В этом возрасте дети часто боятся животных, даже если они с ними раньше сталкивались. Не настаивайте, ребенок сам справится с этим страхом через несколько месяцев или дней. То же относится и к воде. Никогда не толкайте ребенка в воду, а покажите на своем примере, что вода - большое удовольствие. Любой страх побеждается действием. Человек, сидящий сложа руки, не сможет заглушить страх. Поэтому иногда помогают бег и другие подвижные игры.

Еще несколько советов о том, как победить страх.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

Позовите на помощь плюшевую игрушку. Заяц, который сможет защитить от воображаемых чудовищ, - хороший помощник в борьбе со страхами.

Расскажите убедительно-победную историю перед сном. Например, о том, “как маленькая мышка сумела...”.

Контролируйте то, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с насилием и запугиванием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

Составьте план. То есть если ваш ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что малыш четко следует намеченному плану.

Не слишком корректно говорить о том, что грудничок капризничает. Каприз, согласно словарю Ушакова, – это прихоть, немотивированное желание. Тогда как грудничок плачет исключительно, если ему дискомфортно и он в чем-то нуждается. В чем именно нуждается плачущий младенец – необходимо определить его маме. На самом деле, причин для плача не так уж много. Не все они, правда, легко устранимы.

Желание комфорта

Причин плача младенца может быть несколько. Среди них самая простая и частая – это мокрый подгузник. Интуитивно малыш желает находиться в тепле и сухости. Как только он почувствует, что ему некомфортно, он будет звать маму. Тем более, если это ощущение мешает ему спать. Единственный способ позвать маму для – плач. Поэтому первое действие мамы для успокоения – смена подгузника.

Голод

Если младенец проголодался, то он обязательно сообщит об этом своей маме плачем. В первый месяц своей жизни ребенок чаще всего просыпается именно от голода. Фактически для того, чтобы поесть, он и пробуждается. Ведь мочеиспускание, к примеру, происходит во сне. Поэтому после смены подгузника грудничка необходимо покормить.

Боль

Боль – это тоже ощущение дискомфорта, с которым ребенку надо помочь справиться. Причины боли могут быть разные. Это могут быть кишечные колики или режущиеся зубы. Если малышу сменили подгузник, покормили его, а он не прекращает плакать и не может уснуть, то, скорее всего, причина в боли. Если возраст малыша 1-3 месяца, то более вероятно болезненные ощущения связаны с коликами. В этом случае следует приложить теплую пеленку или грелку на живот младенца, провести массаж живота по часовой стрелке и дать препараты от детских колик.

Плач от зубной боли более вероятен в возрасте малыша старше 5 месяцев. В этом случае помогут обезболивающие препараты.
Само сосание груди для младенца постепенно становится чем-то большим, чем просто способом удалить голод. Это также и способ естественного обезболивания. Поэтому чуть подросший малыш может просить грудь не только от голода, но и чтобы успокоиться и уменьшить боль, в том числе и зубную.

Желание общения

Желание телесного контакта, прикосновений – это не просто прихоть младенца, а его жизненная потребность. Поэтому малыш может быть сытым, сухим, у него ничего не болит, но он продолжает плакать. Это происходит потому, что он хочет внимания и общения. В этом вопросе необходимо находить «золотую середину». Для малыша идеально находится на руках у мамы круглосуточно. Но вполне понятно, что это невозможно. Поэтому мама должна найти необходимый баланс, чтобы и малыш имел возможность побыть у нее на руках, и она сама могла сделать необходимые дела. Как перекос в сторону постоянной гиперзаботы о малыше (мама бросает все дела и всегда незамедлительно подбегает к ребенку при малейшем плаче), так и игнорирование потребности младенца в общении приводит к формированию капризного ребенка.

В любом случае сначала необходимо устранить наиболее простые причины возможного плача и капризов малыша – мокрый подгузник и голод. Если предполагаемая причина в боли, то не следует ожидать незамедлительного эффекта от принимаемых мер по ее ослаблению. Уменьшить ее бывает сложно и долго. Иногда нужно просто время и забота любимой мамы, чтоб младенец успокоился.

Капризничать иногда начинают даже самые спокойные и послушные дети. Кстати, насколько часто капризничает ребенок, влияет именно отношение к этому родителей. Да, детские капризы – это стресс не только для ребенка , но и для родителей тоже. И все же, когда ребенок начал так вести себя, попробуйте воспользоваться несколькими советами.

Вам понадобится

  • Терпение, твердость и любовь

Инструкция

Когда ваше дитя начинает капризничать, возьмите его на руки, поцелуйте, однако не вознаграждайте ничем. Если это не помогло, оставьте в покое, займитесь своими делами. Ведь для продолжения спектакля нужна публика.

Запретов не должно быть много, и обязательно они должны быть по делу. Но если вы уж что-то запретили или чем-то пригрозили – обязательно выполните. Время от времени ребенок будет проверять вас на прочность, и если вы уступите хоть однажды, то малыш будет буквально вить из вас веревки. О том же договоритесь и с остальными взрослыми в семье: хуже нет, если мама запрещает что-то, а бабушки-дедушки потакают капризам. Тогда уж у ребенка полный простор для манипуляций. Также из-за этого родительский авторитет.

Установлению ровных, спокойных отношений очень помогают всяческие ритуалы и раз установленный режим дня. Так, пробуждение хорошо начинать с поцелуев или игры, а ложиться со сказкой или колыбельной, чтобы ребенок знал, что его ждет обязательно хорошее и интересное. Ваш уход-приход также можно сопровождать ритуалом. Всегда объясняйте, когда именно вы вернетесь («когда ты поспишь, поиграешь, покушаешь»), целуйте перед уходом, иногда приносите с собой что-нибудь вкусное или интересное.

Обратите внимание

Помните, что хорошего воспитания должно быть в меру!

Полезный совет

И во всех случаях будьте спокойны и помните: в большинстве своем детские капризы возникают именно из-за недостатка внимания к малышу.

Все родители знают, что капризничать может каждый ребенок, даже самый тихий и воспитанный. Например, если малыш голоден, хочет спать, устал или же заболел. Но на самом деле все эти причины лишь поверхностные, а настоящие капризы скрывают в себе куда более серьезные причины. «Корень» кроется в семье, в которой воспитывают ребенка . Чтобы правильно воспитать капризулю, необходимо понять, в чем ошибаются родители, на что малыш отвечает капризами, и в итоге добиться того, чтобы счастливы были обе стороны.

Вам понадобится

  • - любимые игрушки ребенка

Инструкция

Не запрещайте ребенку все . Безусловно, он должен знать и понимать слово «нельзя». Но таких «нельзя» должно быть лишь несколько, самых необходимых. Если ребенку все постоянно запрещать – в итоге он начнет протестовать и все наоборот специально. Запрещайте то, что действительно опасно для него, его здоровья и жизни.

Не разрешайте ребенку все подряд. Многим известна модель воспитания , при которой ребенку до определенного возраста разрешается все. Но ребенок должен знать, что можно, а . Так как он является членом общества – ребенок с детства должен считаться с мнением и чувствами других . Иначе ребенок может вырасти эгоистом.

Поддерживайте гармонию в семейных отношениях. Очень часто капризы являются отражением внутрисемейной обстановки. Малыш растет в обстановке постоянной ругани и ссор, естественно, его психика от этого страдает. По крайней мере, старайтесь не ссориться и не выяснять отношения в присутствии ребенка .

Пытайтесь услышать своего ребенка . Постарайтесь понять, что хочет донести до вас ребенок, капризничая. Возможно, за стоит что-то более серьезное. Например, серьезная болезнь нервной системы. Наблюдайте за состоянием чада даже после того, как капризы закончились. Не исключено, что следует посетить врача.

Учите ребенка выражать свои чувства словесно, не прибегая к капризам и крикам. Для этого хорошо послужит собственный пример. Чаще старайтесь в присутствии ребенка говорить о том, что вы чувствуете. Можно организовать театр с любимых игрушек малыша, которые будут рассказывать друг другу о своих чувствах и о том, как нужно вести себя в обществе. Как правило, дети часто прислушиваются к советам своих игрушечных друзей.

Обсудите с родными и близкими единую воспитательную методику. То есть, если один из членов семьи что-либо запрещает ребенку, то остальные также должны это запрещать. Очень часто дети капризничают, если, например, мама запрещает что-то ребенку, а папа то же самое – разрешает.

Если ребенок раскапризничался в общественном месте, а успокоить его так и не удалось, спокойно возьмите малыша на руки и отойдите куда-нибудь в менее людное место. Спокойно поговорите с ребенком. Позвольте ему высказаться и успокоиться. Объясните, что вы понимаете его чувства, но сейчас не можете дать ему то, чего он хочет (например, если устроена по поводу новой игрушки из магазина).

Видео по теме

Обратите внимание

Очень важно не путать капризы малыша с его желанием исследовать мир или делать что-либо самостоятельно. Бывает, что ребенок хочет есть ложкой сам, но родители забирают ложку, потому что малыш не умеет пока аккуратно есть самостоятельно. Начинается истерика. Но с другой стороны, как же ребенок тогда научится есть сам? Таких примеров много. Позволяйте ребенку исследовать мир вокруг него, направляйте его, а не запрещайте. Если необходимо, вы можете лишь подстраховать его.

Полезный совет

Когда ребенок капризничает, всегда разговаривайте с ним спокойно и негромко. Никогда не кричите на малыша и тем более не бейте его во время капризов. Это еще не помогло ни одному родителю справиться с капризами.

Связанная статья

Источники:

  • Статьи по детской психологии

Детские капризы... Как это знакомо всем родителям. Только что веселый, милый ребенок вдруг начал плакать, кричать, его невозможно успокоить, он практически неуправляем. Почему это происходит? Почему ребенок капризничает?

Пока малыш не начал ходить, его мир был ограничен кроваткой и манежем. Все было безопасно и доступно внутри этого маленького пространства. Но вот ребенок на ножки и границы его мира значительно расширились. В поле зрения малыша попали те предметы, которые могут причинить ему вред. Электрическая розетка, стеклянная ваза, за которыми прячутся разные интересные вещи. Да мало ли в доме вещей, которые очень интересны , но в то же время таят в себе опасность. И вот ребенок слышит «нельзя». А ему очень хочется взять, потрогать, стукнуть, залезть. И он начинает кричать, плакать, требовать, чтобы ему дали желаемое.Конечно, лучше всего предотвратить подобную ситуацию. Постараться убрать подальше все бьющиеся предметы, поставить заглушки на розетки, дверцы шкафов держать закрытыми. Но, конечно, всего не предусмотришь, да и невозможно спрятать все вещи в доме. В этом случае надо ласково, но твердо сказать , что этого нельзя, и постараться переключить его внимание на что-то другое. Ни в коем случае не идите на поводу у собственного чада. Если малыш поймет, что может получить все, что захочет, немного покричав и поревев, вам в дальнейшем будет сложно что-либо ему запретить.Одна из причин капризов – недомогание ребенка. У него может что-то , а кроха не в состоянии объяснить, что с ним. Вот он и плачет, отказывается играть, бросает игрушки. Если ваш ребенок раскапризничался без видимых причин, необходимо измерить температуру, внимательно осмотреть ребенка и, возможно, вызвать врача.Капризы могут возникнуть из-за переутомления или излишнего возбуждения. Нередко малыш капризничает вечером, когда устал и ему пора спать. Особенно часто это происходит в том случае, если день был богат событиями или вечером ребенок играл в активные игры с другими . Постарайтесь успокоить ребенка, дайте ему попить теплой водички и уложите пораньше спать. Посидите рядом, погладьте, спойте песенку. Маленький капризуля успокоится, уснет, ему приснится сладкий сон. А утром вы уже не вспомните о капризах.

Видео по теме

Чаще всего родители сталкиваются с детскими капризами, когда ребенок переживает очередной возрастной кризис. Один из таких периодов – «кризис трех лет». В это время малыш становится неуправляемым. Он не слушается, раздражается, капризничает и часто плачет.

Инструкция

Ваш малыш во время прогулки или посещения магазина требует купить ему игрушку, шарик, и т.п. При этом, получив отказ, он ноет, топает ногами или падает на землю? Не спешите отвечать на поведение ребенка . Попробуйте встать на его место, прислушаться к крохе. Возможно, он устал от дневных впечатлений, или просто пытается привлечь таким способом ваше внимание. Постарайтесь переждать , позволив малышу выразить свое разочарование и злость. Потом можете сказать: «Я вижу, что ты действительно расстроен. Машина и правда хорошая. Давай подойдем и посмотрим на нее поближе?» Часто ребенка такое решение вполне устраивает. Вероятнее всего, ему нужна была не очередная машинка, а мамино внимание и ласка. Кроха успокоится, и вы сумеете спокойно объяснить ему, почему именно не можете купить эту игрушку. Предложите малышу другие возможные варианты: приобрести ее в другой раз, прокатиться на карусели и т.п.

Чтобы малыша капризничать, старайтесь уступать ему в мелочах. Но твердо стойте на своей позиции в вопросах, касающихся безопасности и здоровья ребенка и других людей. Ведите себя с ним как с равным. Говорите крохе спасибо, спрашивайте разрешения, всегда объясняйте, куда и для чего идете с ним. Позволяйте малышу все самостоятельно, оказывая помощь только в том случае, когда он не справляется. Никогда не критикуйте его за неловкость и ошибки. Если ребенок , отказываясь, например, собирать игрушки, предложите сделать это вместе. Чаще всего малыши с радостью откликаются на такой призыв.

Иногда дети капризничают от скуки. Маленький ребенок не всегда умеет себя занять, а потому начинает ныть и цепляться за «мамину юбку». Посвящайте малышу больше времени, подбадривайте за проявления инициативы. Капризы у часто бывают спровоцированы голодом и усталостью, как физической, так и эмоциональной. Чтобы избежать этого, всегда планируйте все дела, игры и прогулки с малышом так, чтобы успеть вовремя накормить его и уложить спать.

С капризами своего ребенка в той или иной мере сталкивается каждый родитель. Малыш сердится, дуется, не слышит ваших обращений, реагирует отказом или плачем на все уговоры. Постарайтесь сохранить спокойствие и разобраться, почему это происходит.

Инструкция

В первую , попытайтесь проанализировать, с чем связаны капризы . Ведь таким своим поведением кроха показывает, что ему плохо: страшно, обидно, больно, одиноко и т.д. Причин может быть несколько, и решение будет зависеть от них. Дети в возрасте 2-3 лет часто капризничают для того, чтобы проверить реакцию родителей. Таким путем они пробуют различные способы воздействия на папу и маму. Реагируйте на поведение ребенка спокойно, но не идите у него на поводу. Аргументируйте свои требования к малышу, главное - будьте последовательны. Если кроха поймет, что капризами ничего не добьется, то через некоторое время ему станет неинтересно вас испытывать.

Одной из причин капризов бывает слишком большое количество ограничений и запретов. Малыш пытается познавать окружающий мир, а слышит постоянные «нельзя». Ему запрещают быстро , прыгать, кричать, бросать в лужу, трогать соседского пса и т.п. Как же тут не бунтовать и не капризничать! Задумайтесь, все ли, в чем вы отказываете , на самом деле опасно и ? Попробуйте сократить список ограничений и почаще предлагать крохе альтернативу. Например, вместо камней, пошвыряйтесь скомканными из газеты шариками, забрасывая их в пустую коробку. Объясните, что с чужим псом можно будет поиграть, только спросив разрешение у его хозяина. Малыш не обедать - не настаивайте. Ничего страшного не случится, если он поест чуть позже, когда наиграется.

Общение с родителями необходимо маленькому ребенку. Капризничая, он старается таким способом привлечь ваше внимание. Старайтесь побольше общаться с малышом: вместе играйте, читайте, ходите гулять, привлекайте кроху к домашним делам, которые ему по силам. Если он , когда у него что-то плохо получается, поддержите ребенка, предложите свою помощь. Даже если вы очень заняты, в течение дня выберите время, которое посвятите только ему. Помните, что общение малыша с родителями в раннем возрасте – это ключик к доверительным, дружеским отношениям между ними в будущем.

Видео по теме

Трудный этап детских капризов, как правило, начинается у ребенка в 2-3 года. Чтобы правильно реагировать на поведение малыша, родителям прежде всего нужно понять, что так проходит тяжелый, но необходимый для крохи, период взросления.

Инструкция

Непослушание и упрямство ребенка – далеко не всегда капризы. Постарайтесь поискать другие такого поведения малыша. Самыми частыми являются недостаток родительского внимания, скука. В такой ситуации капризы – способ обратить на себя внимание мамы и папы, общение с которыми необходимо ребенку как воздух. Помните, что в родителях сосредоточен весь маленький мир малыша, и они – его главные люди. Не отмахивайтесь от ребенка, даже если вы устали, не в настроении, заняты. Делайте все сообща, вместе, ведь можно найти домашнее занятие, которое может быть по силам и крохе. Не оставляйте малыша наедине с его проблемами: когда у него что-то не получается, он грустит. Будьте готовы прийти на помощь, подбодрить его, похвалить.

Частой причиной капризов является множество запретов и ограничений. Приучите себя употреблять слово «нельзя» как можно реже в общении с ребенком. Пусть оно касается только действительно опасных вещей, угрожающих жизни и здоровью крохи или других людей. В остальных случаях говорите: «не надо», «не так делать» и т.п. Прежде чем категорически запрещать что-то, попробуйте другие способы: объяснить, переключить внимание, обнять, заинтересовать чем-то другим. Главное – будьте последовательны в правилах, устанавливаемых для ребенка. Тогда у него пропадет желание испытывать вас капризами. Реализовать нерастраченную энергию и быстро восстановить настроение малышу помогут подвижные игры и активные прогулки на свежем воздухе.

И наконец, не забывайте о том, что малыш имеет право иногда покапризничать. Например, если у него что-то болит, он устал, ему мешает одежда или неудобно в новой обуви, а, возможно, кто-то его обидел. Будьте всегда спокойны и внимательны к своему крохе, и вы сможете пережить тяжелый период капризов, избежав фатальных ошибок в воспитании ребенка.

Видео по теме

Чрезмерное стремление родителей потакать всем детским прихотям, порождает маленького командира, который приучен добиваться желаемого, путем требований и истерик. Как этого избежать?

Огромная ошибка воспитания – потакание капризам. Их гораздо проще перетерпеть, чем все последующие. Если малыш непослушен и при требовании чего-либо ведёт себя почти неадекватно, то это означает, что родители однажды невольно поощрили такое поведение.

Как перевоспитать капризного ребенка

Лучший способ устранить нежелательное поведение – показать ребенку, что всего его капризы являются детским дурачеством и неуместным баловством. Идеальное решение – не обращать внимания. При возникновении конфликтной ситуации нужно:

  1. Сохранять спокойствие
  2. Не вступать в спор с малышом
  3. Ничего не доказывать
  4. Внешне быть равнодушным к выходкам
  5. Не кричать, не бить малыша

Во время истерик и капризов доказать что-то ребёнку невозможно. Лучше просто молчать и ограничиваться редкими «нет». И когда он успокоится, пора начинать домашние переговоры. Ни крика, ни грубости со стороны родителя быть не должно. Достаточно рассказать ребенку о испытанных чувствах: как он огорчил, как хочется, чтобы он вел себя взрослее и не повторял подобных выходок.

Какую выгоду дает такой простой подход?

Когда капризы происходят впервые, наверняка всё закончится довольно быстро. Дети усваивают подобные уроки и уже не пытаются манипулировать взрослыми.Однако, попытки могут иногда повторяться, особенно, перенимая опыт сверстников, выбивающих из родителей что угодно путём закатывания истерик. Но вскоре ребёнок перестанет вести себя подобным образом. Он будет знать – в его семье такой номер не пройдет.

Видео по теме

С детьми порой бывает очень сложно. Они много ноют, балуются, плачут и, кажется, откровенно издеваются над нами. Вдвойне сложней, если ты в это время находишься в общественном месте, где помимо истерящего ребенка на тебя обрушиваются многочисленные взгляды и комментарии окружающих.

Любой каприз ребенка – это неудовлетворенная потребность. Такие же неудовлетворенные и такие же потребности, которые присущи и нам взрослым. И разница между взрослыми и детьми заключается лишь в том, что маленькие дети еще не знают, что делать с этой фрустрированной (неудовлетворенной) потребностью.

· Они еще не умеют осознавать ее

· Они не умеют рассказать о ней

· Они не могут попросить о помощи

· Они не умеют и даже не знают еще, что свои эмоции и желания можно сдерживать и скрывать

Для этого у них и есть родители, которые должны помочь им с этим. Выяснить, что происходит, и максимально уменьшить дискомфорт. Именно это и есть главная роль родителя и вообще взрослого человека. А совсем не в том, чтобы наказать и «воспитать».

Давайте разберемся на примерах.

Всегда такой спокойный и послушный двухлетний Ванечка сегодня просто исчадие ада какое-то. Он кричит, ноет, пинается. А причина в перфораторе соседа. Ванечка спал сегодня днем, но неспокойно и тревожно, он не смог полноценно отдохнуть. Мама не учла это, а люди в зоне видимости и не обязаны это знать. Но обязаны при этом понимать, что мальчик ведет себя так некрасиво не потому, что он плохой мальчик, а потому что ему по какой-то причине сейчас некомфортно.

Пятилетняя Маша часто обижает свою младшую сестру, а сама постоянно плачет, ноет, капризничает. Сил никаких не хватает. Уж чего только не делали родители: и ругали, и разговаривали, и наказывали – ничего не помогает. А Маша просто не чувствует любовь родителей после рождения сестры. Все их внимание отдано младшей, с ней сюсюкаются, с ней нежничают. А Маша ведь уже взрослая, уже сама со многим должна справляться.

Олега в его семь лет родители просто заваливают подарками, благо доходы семьи позволяют. Но каждый раз в магазине у Олега истерика: он ноет, потом кричит, ругается, выпрашивает все новые и новые игрушки. Почему? Если копнуть поглубже, то мы узнаем, что родители покупают Олегу только то, что они считают нужным. Они никогда не спрашивают, а что хочет сам Олег? Ведь он всегда хочет совсем не то, что «правильно» и красиво.

Даже пресловутая избалованность (такое бывает реже, чем думают взрослые, но все же встречается) – это потребность ребенка в границах. Да, не удивляйтесь, у ребенка есть потребность в границах. Именно с ее помощью он учится адекватно воспринимать этот мир и находить свое место в нем.

Таким образом, мы видим, что за любым капризом ребенка стоит какая-то неудовлетворенная потребность. Надо лишь быть внимательными к своим детям, разглядеть ее, выяснить и по возможности устранить. И тогда всем будет хорошо: и детям, и родителям.