Что такое интеллектуальные чувства. Интеллектуальные чувства. Чувства вины и стыда


Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный социальный университет»

в г. Сочи Краснодарского края

Кафедра социальной работы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

тема: «Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства»

Выполнила:

Студентка гр.

350500, ЗФО, 2 курс,

факультет «Социальная работа»

Сарнавская Л.А.

Проверила:

канд. псих. наук Матвеева Т.Н.

Сочи - 2007

Введение

Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства

Нравственные чувства

Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств

Заключение

Библиография

Комментарии

ВВЕДЕНИЕ

Знания о психике человека накапливались в течение тысячелетий. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии психических свойств, явлений и способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных. Среди животных человек - вид, который находится на вершине одной из пирамид организменных информационных систем.

Исходным пунктом анализа психики как системы является общепринятое в психологии положение о целостности психики в норме. Существование, функционирование и развитие человека определяются генетической и социальной программами.

Реализация названных программ оказывается возможной благодаря информационному взаимодействию человека со средой и целенаправленному воздействию на нее.

Образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А.Н. Леонтьева*, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями.

Выражение «субъективный мир человека» имеет такой смысл: человеческое восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

ЧУВСТВА

Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления. Хотя простейшие формы чувств доступны, вероятно, и высшим животным, но можно утверждать, что чувства присущи только человеку. Организму, достигшему уровня развития познавательных функций, не приходится колебаться между простым удовольствием и простым страданием.

Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием, ...«необычное сплетение грусти и веселья»..., мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.

Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают - в прошлом большое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемой занимаются научные коллективы психологов.

Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям, чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны с жизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга. Их отличительная черта - полярность. Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, страдание - неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг друга взаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременно схватывает разные аспекты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторон проявлений чувств - различение их модальности, качества переживания. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.

Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, души, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Эта точка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческой природы. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишь присматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещё недавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется.

Психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опыт работы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения - эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путём активной познавательной деятельности.

Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга: в его древних слоях - стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - всё это почти целиком находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное - глубинная сфера психики, сложный комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Детское бессознательное - ядро планеты Человек. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Г. Рот*. - Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе.

Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному - это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойства человека - интеллекта*, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают» мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышление на то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режиме невозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемым материалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», - к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.

Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностью биологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека. Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способности Галилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной, Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечто вроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочине Вселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность.

Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно - в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит - зависит от индивидуальных интересов, качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх - качество, всегда сопровождающее побуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, как с интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этих двух первичных качеств.

Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - скептицизм, неверие, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя - искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится к эстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего.

Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг* считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества - архетипы - функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира, умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представления и впечатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое - у Тютчева, фантасмагорическое - у Гофмана, романтическое - у Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у Дали, реально-строгое - у Феллини и т.д.

В художественном творчестве подсознательные процессы играют особую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей и пришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались «интуитивными личностями», тогда как в контрольной группе (люди далекие от художественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится в состоянии вдохновения - психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранение реальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания - стимулы фантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствует развитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств личности - важный показатель её социальной зрелости. К примеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишается защиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет об этом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику».

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них перечислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности нижесвятости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека - отмечал он - ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния - это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Критерий духовного развития человека - это овладение процессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения внутренних сил.

Для Сократа истина и нравственность - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так как справедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо.

Ученик В. Дильтея*, создатель психологии как науки о духе, Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, - отмечал Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Он переносит эту ценность на отношения, которые ему приходится переживать, на взгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность, которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувств человеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценности в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этом смысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Это показатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности.

В обществе личность имеет самобытное значение и безусловное достоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия, то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество - свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимо унаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознания логически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своем действии или творчестве.

Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе в связи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие или построить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения. Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию и нравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человек должен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высший вселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра - точка опоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры и знания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимо вовсе.

Телесные органы в течение земной жизни служат человеку инструментарием, позволяющим живойдуше осваивать окружающий материальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает свою объективную мощь.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности - произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку.

БИБЛИОГРАФИЯ

Мультимедиа

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, статья: В.С. Соловьёв «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

2. Коллекция лучших современных программ, «Библиотека в кармане»

3. М.А. Антонович «Единство физического и нравственного космоса»

4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

5. У. Макдауголл «Различение эмоции и чувства»

Литература

6. В.А. Ганзен Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

7. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.

8. М.А. Холодная. Сществует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии, № 5, 1990. - с. 121-128

9. П. Шульц Философская антропология. Введение для изучающих психологию. - Новосибирск: НГУ, 1996

10. Ю.Б. Борев. Эстетика. - М., 1988.

11. А.А. Кривчун Эстетика: Учебник для студентов вузов. - М., 1998. - 430 с.

В различных классификациях эмоциональных явлений интеллектуальные чувства относятся к разряду предметных (22) или высших чувств (30). Они воз­никают в связи с особенностями мыслительной деятельности, процессами реше­ния практических и теоретических задач, приобретения знаний. К ним относят чувства любви к знаниям, творческие чувства (30), чувство любознательности в определенной области знаний, любовь к истине (6; 29). Феноменологически ин­теллектуальные чувства выступают в виде переживаний ясности мысли, удивле­ния, догадки, уверенности, сомнения, удовлетворения от результатов деятельно­сти, любопытства, успеха-неуспеха (6; 7; 21; 29; 30), эмоционального отклика на складывающуюся при решении мыслительной задачи ситуацию (3).

Специфика интеллектуальных эмоций и чувств заключается в их возник­новении только в мыслительной деятельности под влиянием познавательного мотива , в обусловленности целью мыслительной деятельности их направленно­сти на определенные составляющие последней, в отражении ими складывающе­гося в ходе деятельности соотношения между познавательным мотивом и успе­хом реализации деятельности (6).

В сложной структуре интеллектуальных эмоций предельно широко пред­ставлено отражаемое содержание и очень сокращенно - чувственное пережива­ние ; при этом собственно переживание максимально связано с целями и мини­мально - с условиями и средствами достижения цели (3).

По вопросу о месте интеллектуальных эмоций в структуре мыслительной деятельности имеют место разные точки зрения. Эмоции рассматриваются в ка­честве пускового, отправного момента мышления; регулятора мыслительной деятельности; результата деятельности субъекта, включающегося в оценку дей­ствительности; обязательного компонента мышления; они переплетаются с мышлением в своем функционировании на высших уровнях (5; 6; 8; 12; 19).

К функциям интеллектуальных эмоций относят следующие: предвосхище­ние, подкрепление, функцию "эвристик" или эмоционального решения, ориен­тирующую, побуждающую, констатирующую, синтезирующую, презентации в сознании субъекта текущих целей, и условий их достижения, регулирующую, направляющую функцию как двигателя мышления в мотивационном плане, из­бирательности в отражении информационного состава познавательного образа, энергетизации и активизации мыслительной деятельности, опосредования побу­ждающей роли познавательного мотива, санкционирующую и др. (3; 6; 8; 19; 29). Вместе с тем большинство из выделенных функций не являются специфич­ными для интеллектуальных эмоций, проявляются только на отдельных этапах мыслительной деятельности, являются следствием разноплановых эмпирических процедур изучения интеллектуальных эмоций. Практически все отечест­венные работы, адресованные изучению интеллектуальных эмоций, начинаются с традиционной констатации неразработанности и неудовлетворительного со­стояния анализируемого вопроса. Исследователи едины в одном: эмоции и мыс­лительная деятельность взаимосвязаны, одно без другого не удается изучить.

Выделим наиболее значимые закономерности для интеллектуальных эмо­ций .

Условия их возникновения . На возникновение интеллектуальных эмоций влияет тип (интерес и сложность) выполняемой деятельности. Решающее значе­ние отводится творческой деятельности, связанной с процессом нахождения "нового" при условии минимального использования готовых схем умственных действий (5; 6).

Модальность интеллектуальных эмоций связывается со стадиями мысли­тельного процесса . На первой его стадии - формировании проблемы- возникают эмоции удивления; на стадии разрешения проблемы - эмоции догадки , конкре­тизирующиеся в эмоциях уверенности и сомнения; на стадии проверки правиль­ности гипотез - эмоции успеха-неуспеха.

Особенности эмоциональных процессов изучаются в связи с мотивиро­ванностью деятельности. Деятельность с внешнеймотивацией более эмоцио­нально насыщена , эмоциональные оценки собственных достижений амбива­лентны и следуют за незначительными объективными достижениями. Деятель­ность с внутренней результативной мотивацией также эмоционально насыщена, но эмоциональные оценки, оставаясь амбивалентными, зависят от общей цели (принципа преобразования наличной ситуации). Деятельность с внутренней процессуальной мотивацией менее всего эмоционально насыщена, эмоциональ­ные оценки независимы от объективных недостижений, носят, в основном, предвосхищающий характер, в целом проявляются как постоянное наращивание удовольствия по мере приближения к результату, а незначительные промежуточные объективные достижения оцениваются в большинстве случаев как ней­тральные.

Приводятся факты управления мыслительными процессами за счет эмо­ционального насыщения отдельных элементов проблемной ситуации (8). Эмо­циональная активация специфическим образом интенсифицирует мыслительный процесс, положительно влияет на его продуктивность. Искусственно созданные ограничения эмоциональной активации приводят к невозможности решения мыслительных задач. Однако влияние эмоциональной активации на продуктив­ность мыслительной деятельности продолжает оставаться позитивным до опре­деленных границ интенсивности эмоций. В этом проявляется регулятивная сущ­ность эмоциональных явлений.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоциональ­ного интеллекта Д. Мейера, П. Сэловея (1990) эмоциональный интеллект -группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Первоначальная структура эмо­ционального интеллекта включала оценку и выражениесобственных эмоций и эмоций других людей; саморегуляцию эмоций и регуляцию эмоций других лю­дей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, пере­ключение внимания, мотивация). В результате доработки в структуре эмоцио­нального интеллекта выделены четыре компонента: способность безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; способность использо­вать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; спо­собность понимать значение эмоций; способность управлять эмоциями (1; 4).

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведе­нием личности и взаимодействием с реальностью. Его результатом является принятие решения на основе отражения и осмысления эмоций.

б) следуют за эмоциогенными раздражителями

в)не связаны во временном плане с эмоциогенными раздражителями

г)имеют высокую интенсивность

2. Какая характеристика аффективного тона ощущений не присуща ему
а) предметность

б) не всегда осознан

в)преимущественно связан с органическими потребностями

г) эмоционально окрашивает сами ощущения

3. В аффективном следе памяти проявляется

а)функция побуждения эмоций в)функция переключения эмоций

б) функция синтезирования эмоций г)оценочная функция эмоций

4. По данным Т.Рибо аффективная память по сравнению со зрительной
или слуховой характеризуется медленностью

а) воспроизведения в)узнавания

б) забывания г)запоминания

5. Впечатления или образы, производящие сходное эмоциональное воздей­
ствие, объединяются по принципу

а) смежности в)общей интенсивности эмоций

б) временного сходства г) общего эмоционального знака

6. Кому принадлежит высказывание: "Царство фантазии существует со
всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от
него облегчения и утешения"

а) 3. Фрейду в) Я. Рейковскому

б)Т. Рибо г)Л.С. Выготскому

7. В какой деятельности эмоциональные оценки носят предвосхищающий
характер

а) в деятельности с внутренней результативной мотивацией

б) в деятельности с внешней результативной мотивацией

в) в деятельности с внутренней процессуальной мотивацией

г) в деятельности с внешней процессуальной мотивацией

8. В структуре интеллектуальных эмоций переживание максимально свя­зано с

а)средствами достижения целей в) целями

б)условиями достижения целей г)ходом всей деятельности

9. Согласно С.Л. Рубинштейну, интеллектуальные чувства относятся к
разряду

а)амбивалентных чувств в)зрелых чувств

б)обобщенных чувств г) предметных чувств

10. По данным Э.А. Костандова под влиянием сильных отрицательных
эмоций пороги восприятия внешних стимулов

а) понижаются в 2/3 случаев в) понижаются в 1/3 случаев

б) не изменяются в 2/3 случаев г)не изменяются в 1/3 случаев

Правильные ответы: 1)а; 2)а; 3)6; 4)а; 5)г; б)а; 7)в; 8)в; 9)г; 10)в.

Модуль 3. Эмоциональные процессы и состояния Цель модуля: 1) раскрыть различные критерии классификации эмоцио­нальных явлений; 2) обобщить условия возникновения, характеристики, диагно­стические признаки аффекта как специфического эмоционального процесса; 3) систематизировать особенности проявления и характеристики настроений как эмоциональных состояний, фрустрации и тревоги как психических состояний.

Классификации эмоций.

Предлагать классификации классификаций эмоций - неблагодарное заня­тие. Разделяя эту точку зрения, понижая научный ранг задач, связанных с анали­зом классификаций эмоций, Г. Бреслав все же описывает последние. Отмечая недостатки каждой из рассмотренных им классификаций, Бреслав конструирует очередную классификацию, критериями которой выступают ситуативность-внеситуативность эмоциональных явлений и отношения "фигуры-фона" в регу­ляции жизнедеятельности. Под ситуативностью понимается связь эмоций с про­исходящим "здесь и сейчас"; под фигурой - дискретные эмоции, характеризую­щие, что и как значимо для индивида; под фоном - эмоциональные явления, ха­рактеризующие способ реагирования индивида на значимое (2, с. 151).

Целый ряд классификаций эмоций анализирует Е.П. Ильин (9, с. 131-138). И практически каждый человек знает первую классификацию эмоций - положи­тельные и отрицательные . Но без классификаций не обойтись, т.к. это не только ранний этап в научном исследовании любого явления, но еще и важный этап в организации собственных знаний в определенную систему. Поэтому выделим описательные, функциональные и генетические классификации эмоций.

Описательные классификации, построенные на основе феноменологии эмоциональных явлений и будучи первым этапом на пути их интегрального изу­чения, направлены на возможно более полный охват всей совокупности эмоцио­нальных феноменов. В описательных классификациях выделяются специфиче­ские критерии, приводятся "речевые модели", передающие специфический ком­понент эмоции.

В классификации Б.И. Додонова (6) представлены только те эмоции , кото­рые предстают в сознании людей как ценные переживания. Они отвечают сле­дующим требованиям: 1) в них субъект чаще всего испытывает потребность: 2) они придают непосредственную ценность самому процессу деятельности. Процесс создания своей классификации эмоций Додонов характеризует как "по­луэмпирический путь", в результате которого и были выработаны критерии ис­комой классификации. Этими критериями выступали: 1)вербальные версии цен­ных переживаний, за которыми стояли потребности; 2)наличие некоторых инва­риант в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции данной категории; 3)частая сочетаемость отдельных эмоций, составляющих их данную категорию. В итоге была создана открытая классификация десяти эмоций, включающая аль­труистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, ро­мантические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмо­ции . Каждой из этих категорий эмоций соответствует определенный вербальный инвентарий.

Исходя из гипотезы (6, с. 210) о том, что фиксация в сознании индивида представлений об определенных переживаниях, как ценных и желательных, яв­ляется сущностной особенностью личности, Додонов ввел понятие "общая эмо­циональная направленность личности". Это понятие отражает иерархию всех ценных переживаний субъекта и используется в качестве ведущей характери­стики направленности личности . В отличие от общей эмоциональной направ­ленности ее типы выделяются Додоновым с учетом "одного, наиболее ценного для индивида эмоционального состояния, переживания " (5, с. 97). Тип общей эмоциональной направленности личности имеет ряд особенностей. Он рано формируется под влиянием некоторых врожденных задатков и воспитания (в широком смысле слова); связан с функционированием эмоций в качестве ценно­сти; взаимодействует с морально-мировоззренческой направленностью. Стано­вясь устойчивым и выступая в качестве одного из системообразующих факторов психологической структуры личности, тип общей эмоциональной направленно­сти опросредованно влияет на восприятие личностью действительности, на меч­ты и планы, на выбор сферы деятельности, друзей, любимых, на процессуальные характеристики деятельности, на творчество, на представление о счастье (5, с. 105). Додонов призывает учитывать тип общей эмоциональной направленно­сти в процессе воспитания, обучения, профориентации личности. Выделенные Б.И. Додоновым типы эмоциональной направленности обозначены по аналогии с категориями эмоций, вошедших в его классификацию эмоций .

Функциональные классификации представляют эмоции в связи с их веду­щими функциями, которые они выполняют в поведении и деятельности (напри­мер, астенические и стенические эмоции; ведущие и производные переживания в концепции эмоций В.К. Вилюнаса) и поведении субъектов.

В классификации эмоциональных переживаний В.К. Вилюнаса по крите­рию ведущей функции в деятельности выделены две фундаментальные группы переживаний: ведущие (доминирует функция побуждения), предшествующие деятельности и релевантные ей в целом, и производные эмоциональные переживания (д оминирует функция оценки), возникающие в процессе деятельности.

Ведущие переживания возникают в результате обострения некой потреб­ности и наличия отвечающегоей предмета; окрашивают в образе сами предме­ты, превращая их в мотив; побуждают к деятельности и отвечают за ее общую направленность; открывают субъекту смысл самого предмета потребности; спе­цифичны (т.е. зависят от специфики потребности) для каждой деятельности; презентируют субъекту видовой опыт, касающийся целей; конкретизируют субъекту общее унаследованное эмоциональное отношение к условиям индиви­дуальной жизни. Подчеркивая побудительную функцию ведущих переживаний, Вилюнас обозначает их как побуждения (7, с. 105).

Формы развития ведущих эмоций Вилюнас выделяет в соответствии с формами опредмечивания биологических потребностей. Так генетически первая форма ведущих эмоций - диффузное тягостное переживание - соответствует обострению неопредмеченной потребности; ключевое ведущее эмоциональное переживание (или эмоциональный тон ощущений), распознающее отдельные свойства предмета удовлетворения потребности, соответствует встрече потреб­ности с предметом; предметные ведущие переживания соответствуют опредмеченной потребности . На основе анализа биологических потребностей Вилюнас приходит к выводу, что субъективной формой их существования и являются ве­дущие переживания. Собственно человеческие ведущие переживания выделяют мотивы личности в форме чувств.

Производные эмоциональные переживания возникают при наличии веду­щего побуждения в конкретной ситуации; отражают фактические успехи (неус­пехи) в деятельности; выражают смысл сложившихся ситуаций и наиболее зна­чимых в ней объектов; ситуативны; универсальны (т.е. не зависят от специфики потребности); внутренне организованы в систему, в которой особую роль игра­ют эмоции успеха-неуспеха (7).

Генетические классификации направлены на отражение фило- или онтогенетического развития эмоциональныхявлений (например, классификация веду­щих переживаний в концепции В.К. Вилюнаса), явно или неявно содержат уров-невые критерии, представляют эмоциональные явления в связи с усложнением реальных отношений, когнитивной организации субъекта (например, уровневая классификация эмоций С.Л. Рубинштейна).

В психологии эмоциональных явлений выделяют эмоциональные процес­сы (аффект); эмоциональные состояния (настроения), а также психические со­стояния, отличающиеся выраженностью их эмоциональной составляющей (тре­вога, фрустрация, эмоциональный стресс); эмоционштьные особенности лично­сти (индивидуализированное содержание человеческих чувств), а также эмоцио­нальность человека как обусловленная особенностями его темперамента.

Если эмоции, особенно низшие, не поддаются радикальной коррекции, то высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические) у человека воспитываются. К нравственных чувств относятся те, которые возникают при оцениваемых. УНИ поступков людей, анализе условий жизни, при осуществлении нравственных поступков. Среди них особое место занимает чувство долга. Оно основывается на переживании общественных потребностей и необходимости их испол. Ання. К нравственных чувств относятся также чувства доброжелательности к людям, сострадание, возмущение по поводу несправедливости, аморального поступка тощтощо.

Особое место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Это нравственное по своей сути чувство облагораживает любящих, объединяет мужчину и женщину и несет в себе сочувствие, переживания, а также обязанность одного перед вторым. Сопровождается это чувство также радостью существования объекта любви, нежностью и тоской во время разлуки, даже временной. Это чувство окрыляет людей на серьезные жизненные испытанияння.

Морально-политическими чувствами является приверженность своей. Родине, обществу, патриотизм, интернационализм и т.д.

Сочетание нравственного образования с трудом самой личности над достижением нравственных целей - единственно возможная организация эффективного нравственного воспитания

Формирование нравственных качеств личности является центральной проблемой воспитания и одной из важных проблем в деле формирования нового человека. У разных людей в зависимости от условий жизни и воспитания моральные услышите уття развиваются неодинаково. Моральная оценка выражается в таких категориях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливостьть.

Основой высокой гражданственности медицинского работника является формирование нравственных чувств, особенно таких, как гуманизм - любовь и уважение к человеку, забота о нем, сочувствие

Особое значение имеет воспитание чувства ответственности. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и к другим, к коллективу, обществу в целом. Ответственность лица истости предполагает осознание им своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки, знание своих прав и обязанностейів.

К интеллектуальных чувств относятся эмоциональные переживания, связанные с умственной деятельностью: чувство нового, удивление, уверенности в истинности решения и т.п., их основой является любовь к знаниям, которая может е приобретать разнообразных форм и направлении.

Истина - высший уровень интеллектуального чувства, она заставляет человека упорно работать, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности для того, чтобы больше е времени оставалось на ее поиск.

Формирование интеллектуальных чувств возможно только у лиц, имеющих определенный общеобразовательный уровень. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний приобретает среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе ученики овладевают основами знаний, способствующих развитию интеллектуальных чувств. Важную роль в их становлении играет создание в нашей стране различных научных и техничес х обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поддержка научной деятельности. Особая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянная приучения детей с раннего возраста до интеллектуальных занятий способствует развитию способностей ребенка, воспитанию любви к истинамстини.

Эстетические чувства - это переживание человека, связанные с восприятием им явлений природы, произведений искусства, благородных поступков и т.п.. Они имеют качественное выражение: от легкого волнения, удовлетворения, радости и или печали до настоящего эстетического восторга. При этом эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства разделяют на несколько форм их проявления - чувство возвышенного, комического, трагического т. ОЩощо.

Важнейшим условием разложения эстетических чувств является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения и красоты человеческих взаимоотношений. Уровень эстетической воспитанности зависимость жить от усовершенствования системы и методов воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, от систематического знакомства учащихся с мисте цтвом, от поведения родителей, от общения с природой тощо.

В целом моральное, интеллектуальное, эстетическое воспитание в значительной мере влияет на развитие и состояние жизненной позиции личности, т.е. системы ее взглядов и отношения к явлениям жизни, к труду, материальной их и духовных ценностей обществ.

Без учета чувств нельзя дать всестороннюю оценку личности. К. И. Чуковский писал, что, помимо всевозможных свойств, человеческая личность имеет свою душевную мелодию, которую каждый из нас носит повсюду с соб боя, и если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства без душевной мелодии, - это изображение наше будет ложь и клевета. Эту мелодию, как эмоции и чувства вообще, мы должны учитывать при вжды, на каждом шагу. Иначе завдаватимемо значительный вред здоровью человека, создавая стрессовые ситуации там, где можно было бы их избежатькнути.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, обусловленное ситуациями крайне сильного напряжения - угрозой для жизни, физическим и умственным напряжением, страхом, потребностью быстро принимать ответственные решения. Пи ид действием стресса у человека меняется поведение, она становится дезорганизованной, беспорядочной. Наблюдаются также противоположные изменения сознания - общая заторможенность, пассивность, бездействие. Изменение поведут нки является своеобразной защитой организма от слишком сильных раздражителей. Только решительные и спокойные люди, как правило, могут регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Но частые стрессовые ситуа ции изменяют психические свойства личности, которая становится более восприимчивой к отрицательным воздействиям стереотипов (рис 83с. 8.3).

Силу воздействия стрессового раздражения определяет не только объективная его величина (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т.п.), но и психическое состояние человека. Так, если человек на уверена, что она способна контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению уменьшить физическое или умственное напряжение, избежать опасной ситуации), то влияние стрессового фактора уменьшает ться. Существенные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить стрессовую ситуацию, чувствует себя обреченноою.

Стрессовые состояния особенно часто вызывают различные сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Основным фактором при этом является

Рис 83. В стрессовой ситуации часто происходит критическое перегрузки психики

распределение во времени действия стрессора. Возникновение и развитие заболевания, например, язвы желудка, связаны с тем, что действие стрессора совпадает с циклом секреции пищеварительной системы и усиливает выделение соляной ки ислоты. Если последней выделяется много, это приводит к раздражению, а затем и к воспалению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и, как следствие, возникают гастрит, язвенная болезнь то что. Модель возникновения психосоматических заболеваний можно представить в следующем видеді:

. Психосоматическая модель возникновения заболевания (за Beltrush, 1984)

Одной из форм стресса является фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие непреодолимой преграды на пути к удовлетворению потребности. Фрустрация ведет к различным изменениям поведения личности. Это может быть и или агрессия, или депрессийія.

От состояния эмоций часто зависит и возникновения таких заболеваний, как неврастения, приступы бронхиальной астмы и т.д.

Влияние эмоций на жизнь человека называется в психологии"смерть. Вуду""Смерть. Вуду» означает случаи, когда причиной смерти является психогенные факторы. Например, лица из австралийских племен, узнав, что й их очаровали, реагировали необычной паникой, которая приводила к смертностиа призводила до смерті.

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание - это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств - стимулировать и регулировать человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства - удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция - это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства - основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства - продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств - первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах , эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа - альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму - мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление - это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.